Шахматный Всеобуч в Качканаре

Алексей Ратушный
Рассмотрим в качестве примера организацию шахматного всеобуча в школе №6 города Качканара осуществлённую директором школы Иваном Васильевичем Звягиным. Помимо шахматного кабинета в самой школе – тренер Геннадий Васильевич Некрасов (мальчики всех классов с первого по шестой) был организован шахматный клуб на базе Дворца Спорта (около трёхсот метров от здания школы) куда направлялись девочки из всех классов с первого по шестой. Тренером и руководителем клуба по совместительству был назначен пишущий эти строки. Здесь я обязан сделать небольшое отступление о размерах. Киев – город не просто больших, а именно гигантских размероов буквально во всём. Сравните Екатеринбургский (Свердловский) зоопарк с Киевским. В Екатеринбурге заапарк занимает половину небольшого квартала и сверхкомпактен. В Киеве зоопарк занимает громадную территорию, где можно разместить, пожалуй, с десяток Екатеринбургских зоопарков. Киевский Дендрарий в центре города раза в четыре, если не больше, больше Екатеринбургского дендрария. И так – в каждом элементе. Кроме одного.
Если помотреть на размеры шахматных клубов «Авангард», «Товариш», «Гамбит» и даже летнего клуба под открытым небом в парке имени Т.Г.Шевченко – они окажутся заметно уступающими по размерам месту, выделенному под шахматы в маленьком уральском городке Качканаре. Я уже молчу о Екатеринбургском Дворце Шахмат.
Поразительно, но такой большой и авторитетный шахматный город, как Киев, обожающий большое, крупное, выдающееся, именно под ту сферу, в которой достигнуты наиболее потрясающие успехи на мировой спортивной арене (за исключеннием бокса) выделил микроскопические площади по обычным меркам. Мне посчастливилось побывать во многих шахматных школах и шахматных клубах.  Киев здесь, как это ни парадоксально, прочно удерживает лидерство по компактности решений. Честь ему за это и хвала. Но когда речь идет о шахматном всеобуче, необходимо тщательно присмотреться к ресурсному обеспечению этой Программы. И именно потому опыт Качканара весьма полезно отрефлексировать очень тщательно. Здесь, благодаря высочайшему авторитету великого педагога – Ивана Васильевича Звягина – была не теоретически, а практически реализована любопытнейшая модель. И вот здесь же и вскрылось, как именно должно быть организовано образовательное пространство такого типа. С первого сентября 1986-го года все ученики школы с первого по шестой класс стали еженедельно посещать один урок шахмат, включенный в обязательную программу. Делалось это в рамках школы полного учебного дня, то есть школы, где все учащиеся тотально посещали продлёнку. Шахматы Иван Васильевич Звягин сам – математик – рассматривал как важнейший элемент математического образования и именно в этом контексте рассматривал шахматные уроки. С мальчиками всеобуч на базе шахматного кабинета в школе он наладил за несколько лет, но класс делился на две части – мальчики шли на шахматы, а девочки шли на девичьи виды деятельности. Теперь директор новатор смог реализовать замысел в полном объёме. Класс делился пополам и девочки шли во Дворец Спорта – ко мне, мальчики в шахматный кабинет в школе к Геннадию Васильевичу.
На схеме я показал общий план клуба и три варианта расстановки специально разработанных и изготовленных учебных шахматных столов с трансформирующейся высотой. Собственно все эти расстановки были апробированы мною еще в Архангельском областном шахматно-шашечном клубе, но именно в Качканаре вскрылось функциональное значение каждой из них.
Во-первых удалось укрепиться в распределении бюджета времени на уроке:
1.Оргмомент – встреча учебной группы – 3 минуты
2.Информационный момент – сообщение учащимся темы занятия и предъявление обучающего образца – микроигры-сказки – 3 минуты.
3.Общий активный тренинг в режиме – тренер-учащийся – 3 минуты.
4.Размещение учащихся для игры парами – 1 минута.
5.Активная игра учащихся парами с использованием «скамейки штрафников» - 25 минут.
6.Зачетные попытки учащихся по пройденой теме – семь минут.
7.Оргмомент – построение и направление группы в школу – три минуты.
Данная модель является тотально универсальной, отработанной на большом массиве занятий и позволяет уверенно достигать практически стопроцентного усвоения знаний и навыков по теме занятия за один урок.
Общие принципы организации занятий, выработанные во время опытного введения всеобуча:
1. Ни одного лишнего предмета или слова во время занятия. Если микроигра предполагает наличие у сторон одного черного короля и двух белых ладей, то именно этот материал и выдаётся учащимся. Сказка-игра подлежащая усвоению задаётся предельно кратко с немедленной демонстрацией образца-примера и тут же апробируется всеми учащимися в режиме сеансового метода.
2. Число попыток при  сдаче зачета не ограничено. Успешная попытка засчитывается как зачет. В случае неудачи предоставляется следующая попытка после небольшого перерыва.
Успешные попытки фиксируются в журнале «рейтинг ученика».
3.Одно занятие посвящено одной игре. Игра должна быть предложена таким образом, чтобы цели играющих и правила игры были однозначно поняты всеми учениками группы.
4.Успешно сдавшие зачет учащиеся отправляются из учебного класса в большой игровой зал – рекреацию, где они вольны либо играть, либо делать домашние задания. Именно гений Ивана Васильевича раскрыл мне роль и значение рекреации в учебном процессе, необходимость такого устройства помещений, при которых успех ученика закрепляется на эмоциональном уровне в креативном режиме самоорганизации. Без такого типа помещения очень многие нюансы в организации успешного усвоения программы остались бы не раскрытыми. Именено поэтому рассказ об этих нюансах и многих другимх аспектах всеобуча еще впереди. Нельзя столь богатый опыт транслировать в одной крошечной статье. Но перед новой паузой опубликую часть программы Всеобуча.
Первое занятие: две ладьи матуют одинокого короля
Второе занятие: две ладьи бьются против двух слонов
Третье занятие: восемь пешек играют против одинокой ладьи
Четвертое занятие: восемь пешек и ладья с каждой стороны бьются друг с другом
Пятое занятие: восемь пешек играют против восьми пешек
Шестое занятие: восемь пешек и две ладьи против такого же материала
Седьмое занятие: король и ладья матуют одинокого короля
Восьмое занятие: король и ферзь матуют одинокого короля
Девятое занятие: король, две ладьи и восемь пешек протьив такого же материапла
Десятое занятие: король и восемь пешек против короля и восьми пешек
Одиннадцатое занятие: Ферзь и восемь пешек против ферзя им восьми пешек.
Двенадцатое занятие: Король, два слона,е ладьи и восемь пешек против такого же материала.
Основные понятия, которые усваивают учащиеся на этом отрезке:
Названия и формулы хода и взятия фигур и пешек
Превращения пешек
Цель игры – мат королю
Понятия: партия, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шах, пат, мат, взятие, взятие на проходе, рокировка, длинная рокировка, короткая рокировка, центр
Обозначения полей и расположение шахматной доски
Начальная расстановка фигур.
Понятия: вариант, ход, шахматные часы, взялся-ходи.
Ну, переведём дух и прервёмся.